Приоритетными направлениями научных разработок кафедры являются исследования в области истории и теории духовной культуры России, изучение явлений в области теологии, отечественного и мирового искусства, а также современной культуры общества, особенностей развития и места региональной культуры в современном мире.

Книжник

Основная проблематика исследований проф. Н.П. Парфентьева связана с изучением явлений духовной культуры России с древнейших времен. Труды по узко специальным проблемам историко-искусствоведческого направления посвящены истории и теории древнерусского музыкально-письменного (церковно-певческого) искусства, создававшемуся на протяжении семи столетий (XI–XVII). В трудах ученого одно из великих явлений не только национальной, но и мировой культуры, стало рассматриваться как древнерусское профессиональное музыкальное искусство в широком контексте исторических событий (ранее изучалось узко – как «церковное пение»). Новый теоретический подход в изучении древних произведений получил отражение уже в первых работах ученого и заключается в обосновании метода предварительного выявления региональных особенностей прочтения («развода») сложных знаков и формул древнего нотного письма и учитывание этих особенностей при расшифровке произведений. На основе этого подхода совместно с проф. Н.В. Парфентьевой разработан и широко апробирован новый основополагающий текстологический метод структурно-формульного исследования древнерусских музыкально-письменных произведений. Использование этого метода в совокупности с другими позволило сделать значительный вклад в науку, дало положительные результаты в трудах других ученых.

Р.274-Тит.л 

Большой вклад в развитие рассматриваемого научного историко-искусствоведческого направления внесен и проф. Н.В. Парфентьевой, являющейся специалистом в области истории и теории древнерусского музыкально-письменного искусства XI–XVII вв. и духовной музыки России XVIII–XX вв., а также культурологии и истории русского народного творчества. В основе успешного развития Н.В. Парфентьевой указанного направления лежат новые подходы и методы исследования. Применение метода поформульного сопоставления древнерусских музыкально-письменных произведений делает возможным выявление динамики творческого процесса и принципов творчества, позволяет с наибольшей долей приближения расшифровывать эти произведения.

Изучение явлений отечественной духовной культуры и искусства в широком контексте исторических событий стало главным направлением научной работы молодых ученых и аспирантов, занимающихся под руководством Н.П. и Н.В. Парфентьевых. Важнейшей особенностью их исследований стало широкое использование памятников, произведений художественного творчества как исторических источников для воссоздания целостной картины развития того или иного явления духовной культуры, искусства. Под руководством Н.П. Парфентьева защищены 1 докторская и 16 кандидатских диссертаций, под руководством Н.В. Парфентьевой — 3 кандидатские диссертации. Многообразие рассматриваемых явлений воссоздает картину духовной жизни России, в том числе Урала, в самые разные хронологические периоды. Подготовка аспирантов и соискателей осуществляется по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» (17.00.04), а также «Отечественная история» (07.00.02).


А.Н. Андреев по окончании аспирантуры Южно-Уральского государственного университета (науч. рук. – проф. Н.П. Парфентьев) досрочно защитил диссертацию кандидата исторических наук на тему: «Католицизм и общество в России XVIII в.» (2004). С 2005 г. работает на должности доцента, а затем профессора кафедры. В 2011 г. защитил докторскую диссертацию «Западно-христианские вероисповедания и общество в России XVIII в.». Труды А.Н. Андреева получили признание в научном мире, публикуются в высокорейтинговых журналах, входящих в международные базы научного цитирования.

Авторитетным представителем региональной историко-искусствоведческой школы является доцент старший научный сотрудник НОЦ Г.С. Трифонова, выполнившая диссертационное исследование под руководством Н.П. Парфентьева. Автор более 500 научных и научно-популярных работ, в том числе монографий, Г.С. Трифонова по праву занимает место ведущего искусствоведа, исследователя проблем становления и развития художественной культуры и искусства на Южном Урале.

Творчески и плодотворно работают над исследованием проблем историко-культурного развития региона и страны Ю.С. Андреева и Ю.В. Федотова, также защитившие кандидатские диссертации под руководством Н.П. Парфентьева. Теоретико-культурологические проблемы исследуют доценты Н.С. Южалина (понятие о региональном менталитете и особенностях его воплощения в культуре) и И.В. Милицина (интеллектуальное и нравственное состояние современного студенчества).


 Скриптории

Кафедра постоянно поддерживает высокий уровень проводимых научных исследований, участвует в конкурсах грантов. Особое место среди исследований занимают разработки, связанные с изучением фундаментальных проблем теории и истории искусства. В этой области поддержку в виде грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, 2004–2010) и Российского научного гуманитарного фонда (РГНФ, 2002–2010) получили проф. Н.В. Парфентьева и проф. Н.П. Парфентьев. О поддержании высокого университетского уровня и конкурентоспособности проводимых исследований свидетельствуют получение крупных грантов Министерства образования и науки (2008–2011), в выполнении которых участвовали большинство преподавателей и аспирантов кафедры, а также студенты старших курсов.

Результаты исследований преподавателями кафедры опубликованы в различных научных сборниках и журналах. В 2001–2007 гг. кафедрой издавался сборник научных трудов «Культура и искусство в памятниках и исследованиях» (Вып.1–5); в 2004–2008 гг. по материалам ежегодных конференций, посвященных Дню славянской письменности и культуры (24 мая), издавался сборник «Традиции и новации в отечественной духовной культуре» (Вып.1–5). В настоящее время приоритетным является опубликование научных статей в изданиях, входящих в мировые рейтинги (WoS, Scopus), в перечень ВАК России. Ведущими преподавателями кафедры издаются монографии.

Ежегодно кафедра участвует в международных и всероссийских научных конференциях, в традиционных научных конференциях ЮУрГУ. К участию привлекаются как ведущие специалисты в области истории культуры и искусства, так и молодые ученые, аспиранты, студенты.

Привлечение студентов к научно-исследовательской работе, в том числе к исследованиям, осуществляемым ведущими преподавателями, – одно из важнейших направлений деятельности кафедры. Это направление работы начинается и реализуется прежде всего через подготовку студентами ежегодных курсовых работ, а также дипломных работ, магистерских диссертаций. Осуществляется публикация лучших студенческих исследований в виде научных статей, в том числе в «Вестнике Южно-Уральского государственного университета» (серия «Социально-гуманитарные науки»), включенном в Перечень ВАК Минобразования России. Лучшие работы студентов старших курсов представляются на конкурсы грантов, открытые конкурсы научных работ и т.д.

Важную роль в развитии научной деятельности кафедры играет деятельность Научно-образовательного центра (НОЦ) «Актуальные проблемы истории и теории культуры», созданного в результате реорганизации основанного в 2008 г. НОЦ «Актуальные проблемы истории и теории искусства» (приказ ректора № 313 от 06.06.2016 г.).

Целями организации НОЦ «Актуальные проблемы истории и теории культуры» являются кадровое и научное обеспечение исследований исторических процессов в культуре Южного Урала, а также теоретических аспектов проблемы (региональные особенности явлений культуры, творческих принципов, стилистического своеобразия произведений, художественных направлений и др.), подготовка и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективного и жизнеспособного научного коллектива, специализирующегося в области изучения явлений отечественной культуры.

Главными задачами НОЦ являются: организация и выполнение научно-исследовательских работ по тематике, отвечающей целям создания и деятельности НОЦ; организация лабораторного, методического и консультационного обеспечения при выполнении курсовых, дипломных, магистерских, диссертационных и других квалификационных работ, научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, докторантов по профильным направлениям; обеспечение совершенствования научно-образовательной базы при подготовке специалистов в области теологии, истории культуры и искусства.

Научно-исследовательская работа

Получение грантов и других видов финансовой поддержки
(за последние 5 лет)

2012–2013 гг. Министерство образования и науки РФ.
Проект в рамках Государственного задания № 6.4223.2011 «Национальная духовная культура и её воплощение в явлениях искусства России».
Результат: 19 науч. публикаций (в том числе 2 – в междунар. изд.).
Науч. рук. Н.П. Парфентьев.

2013–2014 гг. Российский гуманитарный научный фонд.
Проект № 13-31-01205 «Римско-католические общины Петербурга в XVIII в. и их роль в жизни российского общества».
Результат: 10 науч. статей (в том числе 2 входят в изданиях базы цитирования Web of Science).
Науч. рук. А.Н. Андреев

2013–2015 гг. Научный проект «Деятельность зарубежных архитекторов в СССР (1920-е – 1930-е гг.)». Партнеры: НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (Москва); Hermann-Henselmann-Stiftung (Berlin); DeutschesHistorischesInstitut (Москва).
Основные результаты: 1 монография (Berlin, 2014), 12 науч. статей (в том числе 8 в журналах ВАК).
Науч. рук. – к. иск., доц. Е.В. Конышева

2013–2015 гг. Российский гуманитарный научный фонд.
Проект № 13-04-00077 «Авторство в творчестве мастеров церковно-певческого искусства эпохи Московского царства (на примере циклов духовных песнопений Ивана Грозного и Федора Крестьянина)».
Результат: 10 науч. статей (все – в журналах ВАК, РИНЦ).
Науч. рук. Н.П. Парфентьев.

2016 г. Российский гуманитарный научный фонд.
Проект № 16-04-00144 «Проект иконостаса и живописного убранства петербургского Петропавловского собора в свете религиозной жизни Доминико Трезини».
Результат: 2 науч. статьи (ВАК).
Науч. рук. Ю.С. Андреева.