К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в Южно-Уральском государственном университете в режиме виртуальной демонстрации открывается выставка экспонатов, отражающих память о героическом подвиге народа, о несгибаемой воле воинов, о трагизме потерь в войне и радости Победы. Новую выставку университетского Зала искусств анонсирует доктор искусствоведения, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РФ заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства ИМСГН Николай Павлович Парфентьев:
«Концепция экспозиции учитывает особые обстоятельства, которые не позволяют пока встретиться в самом Зале искусств. Пространство выставки перенесено в виртуальную реальность. Это позволяет нам представить вниманию зрителей не только экспонаты Художественного музея ЮУрГУ, реально присутствующие в Зале, но и провести экскурсии по материалам Виртуального Русского музея, musart74 (Челябинского музея изобразительных искусств) Первый раздел экспозиции посвящен наиболее известным произведениям о войне выдающихся советских художников, второй – работам наших современников Сергея Жаткова и Сергея Коляскина, известных мастеров художественной фотографии, участников всероссийских и международных выставок и проектов. Приглашаем Вас посетить эту выставку пока виртуально, в группе Художественного музея ЮУрГУ в социальной сети ВКонтакте. Но обязательно встретимся с Вами реально в Зале искусств нашего университета. Куратор выставки - директор Художественного музея ЮУрГУ Анатолий Разуев».
+Начинаем с произведения хранящемся в Челябинском государственном музее изобразительных искусств . Это - одно из самых знаменитых произведений о Победе над гитлеровской Германией – масштабное (3х4 м) полотно «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Произведение создано М. Куприяновым, П. Крыловым и Н. Соколовым (Кукрыниксами) в 1945-1946 гг. Представители великой русской школы, наследники Репина и Сурикова, они использовали портретные зарисовки участников события, этюды с натуры в Германии, рассказы очевидцев и документальные фотографии. Благодаря такому подходу, творческий коллектив советских живописцев и графиков c удивительной достоверностью запечатлел событие, положившее конец Великой Отечественной войне. Картина поступила в Челябинский музей изобразительных искусств в 1951 году. Она стала достоянием города, благодарностью за особые заслуги, которые внес Танкоград в Победу над фашизмом. На нашей выставке картина представлена виртуально. Авторы: Н. В. Парфентьева, научный руководитель Зала искусств, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ
А. В. Разуев, заведующий Художественным музеем ЮУрГУ, старший преподаватель кафедры «Теология, культура и искусство», член Ассоциации искусствоведов Любопытно, что в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны (Беларусь, Минск) экспонируется, вероятно, копия картины Кукрыниксов - «Подписание Акта о капитуляции». 1947г. Автор – Е. Н. Тиханович (например, на Отзовик: https://otzovik.com/review_2571297.html )
18 февраля 2020 г. в Зале искусств ЮУрГУ состоится торжественное открытие выставки графики «Архитекторы как художники». Выставка представляет творчество преподавателей кафедры «Архитектура»:
Иванова Владимира Ивановича (доцент, кандидат архитектуры);
Худякова Алексея Юрьевича (старший преподаватель).
На выставке представлено 71 произведение, выполненные в разные годы преимущественно в технике акварели. Кураторами выставки выступают искусствовед А.В. Разуев (старший преподаватель кафедры «Теология, культура и искусство») и художник-дизайнер В.Ю. Истомина (магистр кафедры «Архитектура»).
Продолжая традиции архитектурных пленэров, художники-архитекторы отправлялись в путешествия, чтобы, зарисовывая впечатлившие их здания и виды, изучать опыт предшественников, оттачивать мастерство передачи не только «портретов» зданий, но и эмоционального воздействия архитектуры и пространства.
В выставочном пространстве большеформатные, основательно проработанные работы В.И. Иванова контрастируют с легкими, словно видения, акварелями А.Ю. Худякова. Работы демонстрируют два разных подхода – достоверная фиксация окружающего мира и попытка передать ускользающие впечатления мастера. Однако творчество представленных художников невозможно свести к столь простой формуле. Цикл работ В.И. Иванова, посвященный женским образам, не просто не сопрягается с реалистичным стилем, а обращается к некому архетипу памяти человечества, проявляя в произведениях первозданную свободу, не скованную нормами цивилизации. А в акварелях А.Ю. Худякова, напротив, проявляются нормы – «портретируемые» здания обретают плотность и вес при отделке архитектурных объемов светотенью или паутиной рисунка, наброшенной на лист линиями графика.
В.И. Иванов: «Как передать фонтан восторга от увиденного в разных странах со своей точки зрения, свое понимание формы и пространства? – Только в своей живописи».
А.Ю. Худяков: «Возможно, в ближайшее время архитектурная мысль придет к полному отрицанию функции в угоду форме и эмоциональному впечатлению. Возможно, именно так следует изображать архитектурные объекты».
Приглашаем в Зал искусств ЮУрГУ на торжественное открытие выставки 18 февраля в 15:30 часов.
Выставка открыта для посетителей с 12 февраля до 10 марта.
23 сентября 2019 г. в 15:30 в Зале искусств ЮУрГУ состоится тожественное открытие выставки графики Ваганова Владислава Петровича «Сокровенный дар».
На выставке представлены 51 графические работы, подаренные автором в собрание Художественного музея Южно-Уральского университета. Работы сгруппированны в четыре цикла: «Библейский», «Античный», «Архитектурный пейзаж» и «Лиричный образ». Драматичная плотная графика соседствует с тонко выполненным рисунком, демонстрируя ритм жизни, изменчивость настроения. Граница между фантазией и реальностью в работах художника зыбка и проницаема. Его уникальная клубящаяся линия способна выразить на листе бумаги драматизм и лирику, соединить возвышенное с материальным.
Кураторы выставки – заведующий Художественным музеем ЮУрГУ Разуев Анатолий Владимирович и студенты кафедры «Теологии, культуры и искусства» Дедкова Анна, Матвеева Анна, Михалева Ксения, Алексеев Дмитрий.
Телефоны: +7 (351) 267-92-75; +7 951-260-15-51
Ваганов Владислав Петрович
Художник, работает в графике (рисунок, акварель, гуашь, пастель) и живописи. Более сорока лет занимался промышленным дизайном и дизайном производственной среды.
Родился 30 апреля 1938 года в г. Завитинске Амурской области.
Учился в Суворовском училище.
С выбором жизненного пути художника определился в студии ЧТЗ у С.Э. Блажевича. Сильвестра Эдуардовича Блажевича считает своим первым учителем – у него В.П. Ваганов получил первые профессиональные навыки. Пользовался профессиональными советами В.Н. Челинцовой.
В 1965 окончил Московское художественное училище имени 1905 года. Среди учителей особенно чтит с благодарной памятью художников, преподававших композицию в училище М.И. Самородского и С.П. Лагутина.
В 1968 – 2008 после окончания училища работал в Бюро технической эстетики на станкостроительном заводе имени С. Орджоникидзе в Челябинске. Все свободное время посвящал искусству.
Важное значение в формировании мировоззрения и творческой манеры имело обращение к искусству эпохи Раннего итальянского Возрождения, глубокое переживание русской иконы и фрески (творчество А.Рублева и Дионисия), интерес к открытиям импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов, опыта модернистских течений кубизма, футуризма, сюрреализма. Глубокое погружение в искусство и творческий процесс, неустанное и непрерывное самосовершенствование помогли В.П. Ваганову органично ощутить себя современным художником, которому открыты и дороги традиции русского и мирового искусства, от средневековья до модернизма и постмодернизма.
Художник обладает глубокой эрудицией в области музыки и изобразительного искусства, свободно входит в образно-пластический язык различных эстетических и творческих стилей и направлений.
При этом сам остается верен графической изысканности, экспрессии, изощренной чувственности линии, способной выразить на белом листе бумаги безграничность пространства и трепет духа, чистоту цвета, пронизываемого светом.
Органичнее всего его духовному миру евангельские сюжеты и ветхозаветная «Троица», переложенные в духе свободно трактованного канона в акварели, в живопись темперой и маслом, взволнованно-трепетные и пронизанные благоговейной красотой.
Природа дарования В.П. Ваганова настроена на длительное переживание впечатлений, оттенков настроений и чувств, отсюда вариативность и сериальность его живописных и графических циклов, нахождение в кругу неисчерпаемо вечных и новых тем и образов, дарящих открытия и их новое наполнение.
Основные циклы и серии в творчестве В.П. Ваганова:
Античный цикл. 1966 -1998.
Библейский цикл. Рисунок. 1971 – 2018.
Ф.Достоевский «Братья Карамазовы». 1980-1981.
Серия «Пляж». Озеро Смолино. Челябинск. 1981-1982.
Данте «Божественная комедия». Рисунок. 1980-2018.
Цикл, посвященный блокаде Ленинграда. 2018.
Цикл «Фантазии над озером». 2018.
Серия «Вариации на темы А.Рублева и Дионисия». 1998-2003.
Серия «Патриарх». 1998-2005.
Серия «Метафизические портреты».1994-2016.
Пейзаж. 1984-2018.
Выставки:
1981 – первая персональная выставка в Челябинской областной картинной галерее
1990 – «Мир акварели» в выставочном зале Тимирязевского района г. Москвы совместно с московскими художниками.
1992 – вторая персональная выставка в Челябинской областной картинной галерее.
2000 – Художественная выставка произведений из личных коллекций. Челябинск, выставочный зал СХ.
2002 – «Видения над озером». Рисунок, акварель. Третья персональная выставка в Челябинской государственной академии культуры и искусства.
15 мая 2003 – Выставка на мольберте в Челябинской областной картинной галерее в честь 65-летия художника.
2004 – Фантазии над озером. Челябинская областная картинная галерея.
2007 – Библейские мотивы Владислава Ваганова. Москва, галерея «Г.О.С.Т» и Международная Ассоциация искусствоведов.
2007 – В предчувствии Рождества. Зал искусств ЮУрГУ, Челябинск.
2018 – Ваганов В.П. Выставка произведений из собрания Центра историко-культурного наследия г. Челябинска.
2019 – Озерные видения. Хроники Мечтателя. Выставочный зал СХР. Челябинска.
Произведения В.П. Ваганова находятся:
- в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина;
- в Челябинской областной картинной галерее – Челябинском государственном музее изобразительных искусств;
- в Центре историко-культурного наследия г. Челябинска;
- в собрании Художественного музея Южно-Уральского государственного (исследовательского) университета, Челябинск;
- в частных коллекциях в России и за рубежом.
21 мая 2019 г. в Зале искусств ЮУрГУ открылась выставка живописи, фотографии и графики «Экология&Искусство». Эта выставка развивает тему, начатую в стенах университета выставкой 2018 г. В экспозиции представлены 61 произведение 19 авторов. Ведущие авторы – челябинские художники, графики и фотографы из Челябинска. Кураторами выставки выступают искусствовед А.В. Разуев и фотохудожник С.Ф. Коляскин.
Выставка демонстрирует произведения, отражающие взгляды авторов и кураторов на экологическую ситуацию, в которой оказался современный человек. Например, блок живописных полотен, предоставленных фондами галереи «Арткабинетъ» и Художественного музея ЮУрГУ, как бы противопоставлен блоку работ О.А. Антипиной, которая свои академически исполненные пейзажи умышленно погрузила в атмосферу мемориала. В итоге создаётся некая реальность, которая демонстрирует уязвимость уральской природы.
В цикле работ Е.А. Щетинкиной виртуозным графическим языком говорится о уязвимости человека и жизни на Земле как перед лицом природных катаклизмов, так и перед деяниями рук своих.
В масштабной картине А.М. Владимирова «Разорители гнезд» показана бездуховность человека, губящего себя и природу, но сохраняющего серьезно-деловое выражение лица. Другой «пользователь природы», упрямо выставив подбородок, напряженно карабкается по дереву вверх. Картина видится символом «делового» подхода к природе, подхода, порождающего экологической катастрофы.
В цикле работ фотохудожников С.Ф. Коляскина и А.Д. Кочергина отражено воздействие деятельности человека на природу и, как результаты – опустынивание, загрязнение окружающей среды. Фотографии доносят до зрителя ощущение факта, документального свидетельства, пропущенного через оригинальное видение автора.
От этого ощущения факта наиболее удалены работы А.Б. Аминова и О. Семеновых. Их условный упрощенный язык, свобода от границ и правил выразительности позволяют формировать ёмкие и впечатляющие высказывания, почти недосягаемые средствам традиционного искусства.
Столь же условный, но более артистический язык присущ работам О.Н. Гражданкиной проекта «БЕЗ ВОЗДУХА». Центральное место в проекте занимает интерактивная инсталляция «Сигналы», созданная совместно с композитором М.И. Бушмелевой. Композитор предпринимает попытку воссоздать звуки «постапокалипсиса», следующего за экологической катастрофой.
Цель выставки – языком искусства сфокусировать внимание зрителя на последствиях вмешательства в природу, на зависимости экологии от уровня культуры человека, на ответственности каждого в изменениях окружающего мира.
На выставке представлены авторы:
живопись: О.А. Антипина, А.Б. Аминов, А.А. Афиногенова, А.М. Владимиров, О. Семеновых;
фотография: С.Ф. Коляскин, Д.А Кочергин;
графика: О.Н. Гражданкина, Е.А. Щетинкина;
арт-объекты: О.Н. Гражданкина;
инсталляция: О.Н. Гражданкина, М.И. Бушмелева.
Приглашаем в Зал искусств ЮУрГУ на торжественное открытие выставки 21 мая в 15:30 час.